МБДОУ Детский сад № 12 Дюймовочка г. Гуково

Воспитание патриотических чувств, посредством народно – прикладного искусства.

41abbf3f68c7e9a30bcc3396072a50b4.jpgЕфименко Елена Михайловна

Воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ №12 «Дюймовочка»


Воспитание патриотических   чувств, посредством

народно – прикладного искусства.

             Патриотизм –важнейшее нравственное качество. Философский словарь так трактует это понятие:«Нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которогоявляется любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее,стремление защищать интересы Родины».

    Сегодняшние дети – это будущиеруководители, рабочие, депутаты… От нас зависит, какими они вырастут, будут лигордиться страной, в которой родились, заботиться о ее процветании.

     Патриотизм немыслим без нравственности,ответственности, любви…Невозможно жить без любви к своему дому, без гордостибыть гражданином своей страны, без достоинства осознавать себя патриотом своегоОтечества.

     Чувство Родины… Оно начинается у ребенка сотношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке.Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

     Чувство Родины начинается с восхищениятем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик вего душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенныечерез детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личностипатриота.

     Культуру России невозможно представить безнародного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русскогонарода,

нагляднодемонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы иявляется частью его истории.

           У каждого народа свои культурныетрадиции, которые чтят и передают из поколения к поколению. Русские не должнытерять нравственный авторитет среди других народов – авторитет завоеванныйрусским искусством. Мы не должны забывать о прошлом: о красоте и богатственашей музыки, живописи, литературы, архитектуры, о своих праздниках и обычаях.

      Соприкосновение с народным искусством итрадициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка,воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории икультуре.

      Я считаю, что устное народное творчество,музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство должно найтибольшое отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколениясейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются вжизнь, быт, мировоззрение детей. 

    Воспитание гражданина и патриота, знающегои любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня, не может бытьрешена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоениянародной культуры.

    Поэтому, строя свою работу с детьми наоснове народного искусства, я исходила из того, что оно должно быть широковключено в быт и деятельность детей.

     Народное искусство использовалось мною впедагогическом процессе в двух направлениях:

1)    Для оформленияинтерьера группы, праздников, досугов. Каждому педагогу известно, чтоокружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качествребенка. Поэтому я решила, что детей должны окружать предметы характерные длярусского народа. Для этого в группе был сделан уголок, в котором присутствуютнародные игрушки, посуда, расписанная народными умельцами, народныеинструменты.

2)    С цельюознакомления детей с народным искусством (слушание народной музыки, сказок,потешек, пословиц, поговорок, колыбельных песен, рассматривание изделийнародных мастеров, росписи).

  Именно такойподход к использованию народного искусства в воспитании детей обеспечивают егоосвоение детьми и обогащение их знаний и представлений о народной культуре, еедуховном богатстве, наших исторических корнях.

  Народноеискусство использовалось мной интегрированной форме, как на занятиях, так и впроцессе самостоятельной деятельности детей (досуг, игра, прогулка, отдельныережимные моменты).   

          

 Используя народное творчество в своей работе,я посчитала необходимым донести до сознания своих воспитанников, что ониявляются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальныхтрадициях. Для этого я обратилась к истокам русской народной культуры и, впервую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, егоопыт, духовный мир, мысли, чувства наших предков. В устном народном творчествекак нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие емунравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости,трудолюбии, верности.

     Широкоиспользую в своей работе народные сказки, песни, пословицы, поговорки, потешки,колыбельные и т.д. Использование народных песенок, потешек и пестушек впроцессе детской жизнедеятельности, включение их в разнообразные режимныемоменты помогали мне в общении с ребенком. Поскольку они создают положительныйэмоциональный фон. Есть прекрасная русская пословица «Кто без призора вколыбели, тот весь век не при деле», поэтому уже в ясельной группе 1,5 –2-годовалым детям я исполняла колыбельные песни, пестушки (от слова «пестовать»- наставлять ребенка). Дети с удовольствием их слушают, быстро засыпают, анекоторые, наоборот,  шалят с той целью,чтобы я подошла к ним и спела убаюкивающую песню. Колыбельная песня – спутникдетства. Она составляет ценную часть сокровищницы народного творчества.Колыбельные играют громадную роль в ознакомлении ребенка дошкольного возраста сокружающей жизнью, с традициями и обычаями, бытом своего народа. Образы,создаваемые в колыбельных песнях, конкретны, близки и понятны детям с моментарождения (это котенька-коток, собачка, заинька, гуленьки и др.). Они несут всебе пожелание добра и благополучия своему ребенку со стороны матери,уверенность в том, что он будет здоров и счастлив. Через выражение любви кребенку со стороны взрослого, которым пронизана колыбельная, дети учатсяпонимать «доброе» и «злое», закладываются основы человеколюбия и гуманизма ковсему живому.

    В процессеознакомления с колыбельной  старшихдошкольников знакомила с бытом своих предков, домашней обстановкой, вчастности, с местом, где дети спали, с теми атрибутами, которые связаны были сукладыванием ребенка на сон, т.е. приобщала к культуре своего народа.

    Огромнойлюбовью пользуется у детей сказка. С ней ребенок встречается с раннеговозраста, слушая сказки, рассказанные мамой, бабушкой или воспитателем. Сказкавводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережитьвместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние  на всю его последующую жизнь. Используя всвоей работе русские народные сказки, помогаю понять детям нравственный кодекснарода, примеры истинного поведения человека.

      «Русскиесказки, - писал К. Д. Ушинский, - это первые и блестяще попытки русскойнародной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязатьсяв этом случае с педагогическим гением народа».

     Используемые вработе пословицы и поговорки, оказывают колоссальное влияние на формированиелюбви к родному краю, бережного отношения к тому, что человека окружает иблизко ему с момента рождения, потому что большое их количество с чувствомглубочайшей любви говорят о Родине: «Родимая сторона – мать, чужая – мачеха»,«Москва всем городам мать». В пословицах и поговорках метко оцениваются  различные жизненные позиции, высмеиваютсянедостатки, восхваляются положительные качества людей.

    Не меньшую рольв  воспитательно-образовательном процессеиграют русские народные песенки, пестушки, потешки, которые развлекают ребенка,создают у него бодрое, радостное настроение, т.е. вызывают ощущениепсихологического комфорта, тем самым подготавливая положительный эмоциональныйфон для восприятия окружающего мира. Народные песенки, пестушки, потешкипомогают мне учить детей тому, что от них ожидают: «Вот такая расти, ко мне вгости ходи, вот такая расти, да не пакости» или «Расти коса не путайся, дочкамаму слушайся». В них без особого назидания даются нормы поведения, которыеребенок осваивает под влиянием собственных положительных эмоций и которымипользуется  в собственной жизни. Напрогулках во время наблюдения за животными или птицами напоминаю потешку,которую дети с удовольствием подхватывают за мной.

      Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народныхпраздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ,поддерживают интерес к его истории и культуре. Поэтому календарный детскийфольклор  я  осуществляю через участие детей в календарныхпраздниках. На Святках поздравляем сотрудников детского сада и детей из других групп колядкой, встречаем ипровожаем Масленицу. С удовольствием дети поют веснянки на празднике «Прилетите,жавороночки, к нам…» Детям приносит огромную радость не только сам праздник, нои подготовка к нему: знакомство с историей, обычаями, бытом, костюмами, устнымнародным творчеством. Не один обрядовый праздник не обходится без игры намузыкальных инструментах. Знакомить с ними начинаю детей с младшей группы:показываю колокольчик, деревянные ложки, играем на этих инструментах. Детейстаршего возраста знакомила с другими народными инструментами: дудка,балалайка, баян, гармошка, трещотки. Народные обрядовые праздники всегдасвязаны с игрой.      В народной игре есть весь арсенал необходимыхсредств для формирования человека – гражданина своей страны.  Народные игры как жанр устного народноготворчества является национальным богатством, и мы должны сделать их достояниемнаших детей. Поэтому, начиная с ясельной группы, я начинала знакомить детей снародными хороводными играми «Каравай», «Бычок пестренький», «Карусели» и др.Пальчиковые игры «Сорока-белобока», «Коза-дереза» создавали у детей радостноенастроение, вызывали эмоциональный отклик. На прогулках дети с большимудовольствием включаются в подвижные народные игры: «Ловишки», «Гуси-гуси», «Умедведя во бору», «Жмурки», «Затейники» и т.д., забавы на силу и ловкость:«Петушиный бой», «Перетягивание каната» и др. Народные игры помогают мне решатьсразу несколько практических задач: развивается мышление, произвольная память ивнимание, тренируется воля, формируется эмоциональная сфера, закрепляютсянавыки общения. Посредством одной и той же игры можно решать разнообразныепроблемы. Выделив подвижную часть, можно активизировать детей, способствоватьэмоциональной разрядке, обеспечить необходимую физическую нагрузку, развиватьмоторику. Уделив особое внимание игровым словам и их проговариванию – проводитьработу по развитию речи. Предложив детям подробнее проиграть бытовые ситуации –расширить их знания о народной культуре.

            Игра –деятельность, с помощью которой дети впервые вступают в общение сосверстниками. Ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, учитсяправильно оценивать поступки товарищей. Мне остается только дать правильноенаправление, которое способствовало бы становлению между детьми добрых чувств,основанных на дружбе, доверии, справедливости, взаимной выручке иответственности. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют наповедение ребенка и его характер. Каждому хочется быть в главной роли, но невсе умеют считаться с мнением товарища, справедливо разрешать споры. На помощьприходят мудрые народные считалки.

       Играявляется способом познания окружающего мира. Малыши знакомятся с животными,птицами, насекомыми, их действиями, движениями, звуками, местом обитания.

       Так как всяработа была направлена на обогащение детей знаниями о фольклоре, то и нафизкультурных занятиях я также обращалась к устному народному творчеству.Проводились игровые физкультурные занятия в ясельной группе по сказкам «КурочкаРяба», «Колобок», «Теремок» и др., что позволяло мне создавать эмоциональныйкомфорт для детей, стимулировать желание заниматься двигательной деятельностью,устанавливать контакт со взрослыми через игру. Проводились занятия на основерусских народных подвижных игр. Такие игровые занятия отличались тем, что длярешения поставленных задач подбирались народные игры.

         Многовнимания уделяется знакомству детей с подлинными образцами народного идекоративно-прикладного искусства. Приучаю детей рассматривать точеные  деревянные и глиняные игрушки, расписнуюкерамическую посуду и др.

         Большуюрадость приносят детям всех возрастов русские народные игрушки и игры с ними.Особый интерес вызывают яркие матрешки. Они не только очень красочны, но изанимательны. Самая маленькая матрешка не больше наперстка. Дети очень любятсобирать матрешку, расписывать платочки, сарафаны. Малышам рассказываю о красотеи особенностях этой игрушки, постепенно подводя детей к осмыслению понятия«народная игрушка». Старших дошкольников знакомлю с историей ее возникновения.

           Знакомство детей с дымковской игрушкой начинаю с младшего возраста.Освоить отдельные элементы дымковского орнамента – посильная задача даже длясамых маленьких. Я вырезаю заготовки-силуэты, на которые дети с большимудовольствием наносят яркие простые узоры из кружочков, полосок, точек. Встаршей группе помогаю детям освоить технику дымковской росписи и начальныеэтапы лепки игрушек. В подготовительной группе провожу лепку игрушек и их роспись типу дымковской.

 

 

Дети с удовольствием расписывают также изаготовки-силуэты.

      Семикаракорская керамика – это яркое явление народной художественнойкультуры Донской земли. Она впитала все краски этого прекрасного и могучегокрая, его местную духовную культуру, традиции донского искусства, овеянныесвободолюбивым духом казачества. Это сервизы – столовые, чайные и кофейные,вазы и кувшины, салатники и настольные тарелки, а еще жанровая скульптура длясервировки хлебосольного стола.    

  Золотая Хохлома –гордость Нижегородского края. Это яркая оригинальная роспись на золотом фоне.Красивые формы деревянных изделий украшены реальными растительными мотивами.Дети в процессе изучения росписи узнают, что народные умельцы все элементыросписи брали из окружающей природной среды: веточки смородины, ягодки малины,клубники, цветы, рисовали птиц, рыбок.

       Ребятстаршей группы знакомлю с историей городецкой росписи и ее элементами.Дошкольники успешно расписывают деревянные доски. Дети легко находят отличиягородецкой и хохломской росписи, голубой Гжели и семикаракорской росписи.

       Конечно,детское творчество имеет свои особенности и не может полностью соответствоватькритериям творчества взрослых. Главные мои задачи в этой работе:

      - приобщениедетей к творчеству;

      - развитиечувства национальной гордости при изучении народных        промыслов;

      - воспитаниев маленьком человеке гуманизма.

Наоснове знакомства с народным искусством я старалась помочь детям пониматьпрекрасное, усваивать эталоны красоты (словесные, музыкальные,изобразительные). Рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства,дети испытывали чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов,богатства и разнообразия видов и мотивов, проникались уважением к народномумастеру, у них возникало стремление самим научиться создавать прекрасное.

         В старших группах знакомила детей срусским национальным костюмам, с бытом русского народа. Ребятам было интересноузнать, что такое косоворотка, сарафан, лапти, рубаха, кокошник, изба, сени ит.д. С удовольствием принимали участие в ряженье во время обрядовых праздников.Большую помощь оказывали родители в подготовке костюмов, разучивании закличек,колядок. Не обошлось без их участия и оснащение групповой комнаты предметамирусского народного быта, народно-прикладного искусства, народными игрушками.Родители не просто присутствуют на фольклорных праздниках и развлечениях, аявляются активными участниками.         Вдальнейшем мне хотелось бы уделить больше внимания взаимодействию воспитателя иродителей в приобщении детей к народному творчеству. Для этого мне хотелось быорганизовать совместные прогулки в парки, экскурсии в музеи, что позволитродителям принимать непосредственное участие в воспитательно-образовательномпроцессе.

       

 

9a2e6c3863416c26897817070c015aff.jpgd483ee3dfff6f8fdc734307f9fd57121.jpg 

16 марта 2013 в 21:14

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.